Пост-COVID-апокалипсис и новая философия юридической работы
Юридический бизнес постоянно адаптируется к происходящему. Даже из непростой экономической ситуации можно извлечь выгоду и найти в ней положительные стороны.
Под беспрецедентным влиянием глобальной эпидемии и нового экономического кризиса рынок юридической помощи никогда не будет прежним. Современные юридические компании стоят перед неизбежностью: «Трансформируйся или умри!»[1]
Внедрение инноваций в методы юридической работы позволяет соответствовать самым жестким экономическим условиям и высоким ожиданиям бизнеса. Юридические фирмы, инвестировавшие в методы дистанционной, в особенности, онлайн-работы с клиентами, создавшие цифровые платформы для непрерывного управления и контроля над юридическими рисками клиентов не только сохранили свои позиции в кризис, но и наращивают обороты.
Вместе с инновациями меняется и философия юридической работы. Эти процессы наиболее заметны в сегменте юридических услуг для малого и среднего бизнеса (МСБ), где рынок наиболее динамичен и высококонкурентен.
К классическим (традиционным) формам юридической работы для МСБ, применяемым в докризисный период, следует отнести:
— работа юриста в штате организации;
— аутсорсинг (инсорсинг) правовой функции/фрилансер/самозанятый юрист;
— оказание ситуативной (эпизодической) правовой помощи для решения возникших проблем.
Каждая из этих традиционных форм юридической работы (работник, внешний консультант, «тушитель пожаров») не свободна от существенных недостатков. Инновационная технология юридического менеджмента LM (legal management) исключает необходимость выбирать между различными формами юридической помощи. Она свободна от недостатков каждого из традиционных способов работы, более того, вмещает в себя в полной мере все их достоинства, а также существенно экономит время и деньги заказчика.
Здесь был перефразирован тезис Д. Брэндона, известный своей категоричностью.
Уникальное сочетание консервативности, основательности и надежности, традиционно присущее профессии юриста, с инновационностью современных подходов в решении правовых задач, достижениями науки, техники, технологии, искусства обеспечивает для лиц, которые обращаются за получением услуги LPM (legal project management), состояние непрерывной правовой безопасности их бизнеса.
С применением технологии LM деятельность юриста прозрачна, предсказуема, активна, инициативна. Ее главной особенностью является проактивная юридическая работа, которая выполняется командой юристов во главе с LP-менеджером на постоянной основе, независимо от обработки поступающих текущих поручений заказчика (выстраивание системы правовой безопасности бизнеса как проектная юридическая работа).
После юридического осмотра бизнеса заказчика, оценки контрактной модели, по согласованию с заказчиком на систематической основе реализуются мероприятия, направленные на защищенность и сохранность бизнеса, отсутствие недопустимых рисков. Немаловажным фактором является наличие у LP-менеджера двойных профессиональных компетенций – не только в области юриспруденции, но и практических навыков проектного и операционного менеджмента.
В отличие от штатного юриста, оказывающего лишь правовую помощь, или внешнего консультанта, представляющего правовые рекомендации, LP-менеджер – член команды лидеров бизнеса, своей непрерывной проактивной деятельностью гарантирующий защиту бизнеса от правовых проблем.
Использование LM-технологии не имеет ограничений во времени и в пространстве: LP-менеджер находится на постоянной связи с заказчиком в любое время и в любой точке мира.
Причины эффективности юридической работы по технологии LPM в сравнении c иными формами юридической помощи заключаются в следующем:
- построение отношений с заказчиком как b2b, то есть не с подчиненной структурной единицей, а активной бизнес-структурой, готовой идти на превентивные шаги по улучшению обслуживания и прогнозированию возможностей повышения качества услуг;
- масштабирование (синергетический эффект) – наличие нескольких клиентов с однородными индустриальными требованиями к стандартам оказания услуг позволяет создавать инфраструктуру иного уровня мощности и более низкой удельной стоимости продуктов;
- клиентоориентированность – изучение обобщенной динамики потребностей позволяет лучше прогнозировать эволюцию потребности каждого отдельного клиента;
- мотивация – заинтересованность обеих сторон в получении прибыли, в том числе, следствие получения клиентом существенной экономии от снижения издержек в результате решения правовых проблем;
- автоматизация юридической функции (LegalTech) – использование новейших IT-решений для оптимизации работы;
- собственные инвестиции – возможность собственного инвестиционного маневра позволяет «на свой риск» предпринимать быстрые инвестиционные инициативы, нацеленные на улучшение обслуживания заказчика и повышение прибыльности деятельности.
Технология основана на командной работе юристов и иных специалистов исполнителя и позволяет использовать для решения задач заказчика весь интеллектуальный ресурс команды, с учетом практик и специализаций, без ограничения направлений деятельности, в значительном объеме времени по цене вознаграждения в несколько раз меньше, чем одного штатного юриста, а также без начисления и уплаты соц. взносов, то есть доп. экономия ФОТ на юр. услуги составляет до 40%, кроме прочих расходов на штатного юриста).
Предпосылкой внедрения технологии является построение корпоративной культуры исполнителя на общих принципах научающейся организации (leaning organization), которая постоянно находится в процессе накопления знаний и развития навыков по их практическому применению в бизнесе.[1] Столкнувшись с предоставлением услуг в определенной сфере, компания инвестирует в выработку решений задач и развитие соответствующих технологий, в постоянное повышение квалификации своего персонала.
Вместе с тем, в юридическом бизнесе необходимо отметить высокий уровень сопротивляемости изменениям по сравнению с другими отраслями.[2] В исследованиях по данному вопросу можно обнаружить целый ряд подтверждений, что юристы склонны демонстрировать поведенческие паттерны, заметно отличающие их от остальных функциональных направлений.[3] С одной стороны, эти особенности позволяют юристам достигать профессиональных высот, с другой — являются камнем преткновения в командной работе, при внедрении инноваций, трансформации привычных моделей поведения.
Новые времена требуют новых рациональных подходов: штатный юрист, внешний юридический консультант для малого и среднего бизнеса или случайный юридический помощник в решении возникшей юридической проблемы – имеет ли теперь смысл выбирать между методами докризисной юридической работы?
LM –инновационная технология и новая философия, свободная от недостатков и предрассудков, консолидировавшая достижения последнего десятилетия опыта организации и диджитализации юридической работы. Это оптимальное современное решение вопроса оказания квалифицированной юридической помощи малому и среднему бизнесу.
[1] Сенге П. Пятая дисциплина: искусство и практика научающейся организации. 1999
[2] Войновян В. Управление изменениями в VUCA-мире: как помочь юристам стать инноваторами?//Legal Insight. 2019. №8 (84)
[3] См: в частности, Richard L. Herding Cats: The Lawyer Personality Revealed, 2002 о профессиональном профиле юриста и психологических особенностях представителей юридической профессии